Тролли-Брёй
Франция
Мое пребывание в монастыре окончено. Я так благодарен братьям, которые вот уже на протяжении пятнадцати лет приглашают меня в свою обитель. Я люблю это время молчания и молитвы, покоя и прогулок в лесу, время общения с моими учителями: Аристотелем и Евангелистом Иоанном. Я оставляю все свои обязанности: встречи с людьми, разговоры по телефону, путешествия, чтобы как можно больше понять о Боге, общинах "Ковчег" и "Вера и Свет". Мне необходимо это время, чтобы яснее видеть, кем я призван быть, как я должен жить и, в особенности, чтобы глубже проникнуть в суть Евангелия.
Мое сердце исполнено огромной благодарности Иисусу за общины "Ковчег" и "Вера и Свет". Какой дар был принесен мне: узнать людей с ограниченными возможностями, разделить мою жизнь с ними, стать их другом. Каждый год я все больше и больше понимаю, какой этой дар – каждый из них, понимаю как хорошо быть с ними. Я хочу провести остаток моей жизни с ними, рассказывая об их даре, помогая другим принимать этих людей в обществе и церкви. Для того чтобы они сами знали о той радости, которую они призваны дарить, радости знания того, что Бог любит их.
В июле я провел два семинара для молодых людей в возрасте от 18 до 30, один в Квебеке, другой в Кливленде. Их пригласили члены наших общин "Ковчег". Хотя капелланы и приходы проделали большую работу, каждый из ретритов собрал только 60 – 80 участников. Почему так мало молодых людей откликнулись на приглашение общин "Ковчег" и "Вера и Свет"? Почему в общинах "Ковчег" среди ассистентов так много молодежи из Восточной Европы? Не оттого ли, что эти общины не достаточно широко известны? Конечно, мы должны работать сообща, рассказывая о "Ковчеге" в школах, университетах и т.д. Но нет ли более глубокой причины?
Я думаю о том, что предродовые обследования и отношение общества к инвалидам увеличивают в родителях страх иметь ребенка, который был бы не таким, как все; возможно их страх передается их детям? Многие молодые люди испытывают ужас перед страданиями, боятся встретиться, находиться рядом с инвалидом. В нашем же восприятии есть нечто по истине безумное: мы утверждаем, что дружба с теми, кто слабее, несет нам освобождение, помогает нам стать более человечными и быть ближе к Богу! Это может показаться преувеличением, чем-то невозможным! Это противоречит нашей культуре. И все же в мире существует потребность в образе любви и сострадании. Мы живем в мире конкуренции, где все отдано успеху, высоким жалованиям, работоспособности, развлечениям и наркотикам разного рода. Молодых людей чаще привлекает то, что сулит развлечения, и им трудно увидеть, насколько мир нуждается в доверительных отношениях, открытости и приятии слабости, дружбы и согласии в том немногом, что мы делаем. Речь не идет о великих свершениях, но о вполне обычных вещах, которые нужно делать с любовью. Молодым трудно осознать смысл и значение жизни, разделенной с теми, кто отличается от других. Жизнь наших общин в ее повседневности: работа, хозяйство, приготовление пищи, купание, встречи, как кажется, не предлагает ничего особенного. И все же, сидеть за одним столом и служить бедным, не есть ли это образ Евангельских заповедей блаженств?
Что мы можем сделать для того, чтобы "Ковчег" и "Вера и Свет" продолжили свое существование утверждая ценности Евангелия. Я убежден, что работа Бога началась, она продолжится и принесет свои плоды. Но мир все меньше и меньше знает о любви Бога к слабым и маргинальным людям. Столетиями по всей земле принимались в расчет только люди, облеченные властью, блеском, успехом и почетом, тогда как бедные, менее стойкие отстранялись на второй план. Именно любовь Бога к тем, кто исключен из жизни общества заставляет нас верить в то, что "Ковчег" и "Вера и Свет" будут жить и впредь. Наши общины – это свидетели благой вести о Божьей любви и о Боге любящем.
Мы призваны быть верными нашим Уставам, искать наставничества Бога и самых слабых. Мы должны находить для Иисуса и Евангелия время и место в нашей повседневной жизни. Самость и эгоизм очень сильны в каждом из нас, и с ними нужно бороться всем. Но для Бога нет ничего невозможного, до тех пор пока мы пытаемся слушать Его и жить свободно. От каждого из нас зависит, какое место займет Бог и самые слабые в нашей общине, будет ли там любовь и молитва. Бог не может не видеть наших страданий и наших надежд!
За месяц в монастыре я понял, насколько я нуждаюсь в обращении. В глубине себя я почувствовал жажду Божьего присутствия, желание дать Богу возможность очистить меня от всего того, что мешало Его любви целиком проникнуть в мое бытие и быть переданной другим. Каждый из нас в отдельности и каждая община должны найти определенную свободу в своей жизни. Работа, стресс, усталость очень быстро овладевают нами, и нет времени для душевной и умственной работы, молитвы в тишине, Слова Божьего, любви к природе и искусству.
Я один из людей поколения 50-х – 60-х годов, чей энтузиазм питался идеализмом и оптимизмом тех лет: нет войне! нет колонизации! нет разделению на богатые и бедные страны! Сегодня наше общество продолжает быть местом страдания, угнетения, насилия, конфликтов и неравенства. Наша наука открыла много секретов природы: атом, новые источники энергии, мы многое узнали о человеческом теле, о генах. Но мы не знаем, как использовать наши открытия, чтобы создать мир справедливости, в котором каждый человек был бы принят. Мы не знаем, как освободить себя из-под власти ига сосредоточенности на себе, которая заставляет нас закрываться. Мы не знаем, как нам расти в открытости и сострадании, как работать сообща во имя любви и справедливости на этой земле. Мы не знаем, как пробудить наше сердце к тому, чтобы оно руководило нашим разумом. Именно в этом состоит роль слабых и нуждающихся, роль "Ковчега" и "Веры и Света": они пробуждают сердце к любви.
Иногда люди спрашивают меня, что я жду от общин. Все, что могу сказать – останемся верными нашему призванию! Главное не количество. Пусть каждая община будет знаком любви Божьей, где слабые люди находят жизнь и делятся ею. Пусть благая весть возвещена бедным, заключенным, угнетенным; не только через наши общины, ибо Бог призвал и другие духовные семьи, которые преследуют ту же цель, и мы можем сотрудничать с ними.
В это утро накануне отъезда я благодарен каждому из вас, благодарен двум нашим семьям. Они живут во многом благодаря вам: вам, кто несет груз ответственности, вам, кто испытывает ежедневный стресс, и вам, кто оказывает поддержку нашим общинам своим присутствием, дружбой, молитвой и своими пожертвованиями.
Жан Ванье